Назад   Задать вопрос
Русский язык
9 класс
5 отметок
+ В закладки
11.01.2015, 12:00

Справедливость требует вступаться за людей страдающих (Чернышевский)

Комментарии (0)

Ответы и решения


11.01.2015, 12:01

Русская литература XIX в. всегда отличалась вниманием к людям «страдающим», или «маленьким людям», их исканиям, надеждам, переживаниям. В этой обстановке несправедливости, жестокости, именно писатели могли привлечь внимание к этим людям. Одним из таких писателей был Ф. М. Достоевский.

Достоевский уже в первом романе «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека». Главный герой романа Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести «Шинель», Достоевский обратился в теме бесправного, безмерно униженного и забитого «маленького человека», живущего своей замкнутой внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.

Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самородный, который сразу еще первым произведением своим резко отделился от всей толпы наших писателей…»

В начале 60-х гг. XIX в. Достоевский развивает тему «маленького человека» в романах «Угнетенные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома». «Записки из мертвого дома» — волнующая повесть о каторге и каторжанах. Кто виноват, спрашивает автор, что «погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно?» И читатель неизбежно делал вывод о жестокости того социального строя, который погубил духовное богатство русских людей.

В «Униженных и оскорбленных» Достоевский углубляет и заостряет тему бесправия бедноты, поставленную в «Бедных людях». От кого терпят унижения прекрасные, честные, но бесправные люди — так поставлен вопрос в романе. Ответ: от властных, богатых мерзавцев, подобных князю Волконскому. Это противопоставление двух общественных групп в романе дает автору возможность выразительно нарисовать социальные контрасты капиталистического Петербурга с его нищенскими углами с одной стороны, и аристократическими особняками — с другой.

Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает Достоевский перед читателями картины беспросветной нищеты. Место действия романа — самая грязная часть старого Петербурга, клоака столицы. На этом фоне разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни: «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!»

Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти: «…и вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платочек, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…»

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому чувствует отвращение.

Другие персонажи, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют общую картину безмерного горя.

Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о «необыкновенных личностях».

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «маленького человека» и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни.

Достоевский — гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое признание.

Оценка: 1.5 (голосов: 2)

Комментарии (0)


11.01.2015, 12:01

Русскими людьми страдание всегда воспринималось как испытание, как своеобразный способ избавления от грехов, очищение. К страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами, окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Считается, что помогая страдающему, ты сам в какой-то мере искупаешь часть своих грехов. Именно поэтому в девятнадцатом веке во многих домах богатых людей содержались так называемые приживалки и приживалы. Даже у скупой госпожи Головлевой находился кусок хлеба, чтобы накормить вот такую несчастную душу. Человеческие чувства и душевные порывы интересовали писателей и поэтов во все времена. Всякий по-своему затрагивал проблему справедливости, по-своему понимал значение переживаний, духовный метаний и мук в становлении человека. Многие приходили к выводу, что без этого невозможно вообще формирование личности.

 

Достоевский одним из первых в русской литературе обратил внимание не на телесные, а на духовные страдания простого человека. Так, в романе «Преступление и наказание» ярко выписан образ Сонечки Мармеладовой. Девушка, вынужденная торговать своим телом, жить в грязи, тем не менее умеет сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Она и воспринимает свою жизнь как испытание, которое нужно выдержать со смирением, с божьим словом на устах. В произведениях Достоевского страдание - это великое испытание практически для всех его героев. У писателя нет не страдающих людей. Здесь это испытание является своего рода мерилом человеческой святости и подлости. Каждый герой по-своему раскрывается перед читателем в страдании. Если Раскольникова страдание толкает на убийство старухи-процентщицы, а Мармеладова - к пьянству, то притеснитель Дуни Свидригайлон, наоборот, начинает совершать добрые поступки. Он, на» пример, пристраивает детей Катерины Ивановны после смерти их матери и оставь ляет им свои деньги. В любом случае, в какие бы формы не выливалось страдание, я думаю, такие люди вправе рассчитывать на сочувствие. Многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не могут сами защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому страдающие люди как никто другой нуждаются в поддержке и понимании окружающих. Это прекрасно понимает Катерина Ивановна, когда бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная драма обостряет в* ней чувство справедливости. Она не верит в виновность девушки даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у Сони.

 

Страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Именно бедственное положение Маши, главной героини романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», тронуло озлобленное и Закаленное сердце Пугачева. Он смог простить обман и отпустил ее и Гринева с миром. Иногда страдание другого человека способно вызвать сочувствие даже к неприятелю. Так, например, чувство справедливости побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Состояние гонца не могло не вызвать сочувствия у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева эта встреча произвела огромное впечатление. Он приходит к выводу, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Страдание - это испытание не только для терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. Кто-то заступится, как того подсказывает его сердце. Иной молча пройдет мимо. Третий же, наоборот, постарается воспользоваться ситуацией и извлечь для себя какую-нибудь выгоду. Так, к примеру, Лужин прекрасно понимает, что Дуня не любит его и идет замуж только от безвыходного положения. Но это совершенно не останавливает его. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем и беззащитностью девушки, запирает Миронову Машу в светлице, принуждая ее выйти замуж. А Порфирий Головлев, главный герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Каждый из героев под воздействием чужой беды проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над слабейшим. Швабрин ищет отмщение уязвленному самолюбию. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства.

 

Однако в любом случае несправедливость по отношению к слабому карается по заслугам. Ни один из обидчиков не находит ни счастья, ни успокоения. Скорее, наоборот, тяжесть от содеянного так или иначе довлеет над каждым. Лужин отвергнут. Швабрин пойман и предан правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева не имела успеха. Порфирий остается в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге. Таким образом, подтверждается народное поверье, что, обидев слабого и страдающего, человек навлекает на себя всевозможные беды.

Оценка: 2.5 (голосов: 2)

Комментарии (0)